Главная страница Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка Авангардоведческая библиография Тексты авангардистов Стихи авангардистов, воспоминания Смесь. Информация

Авторы сайта

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду Поиск по сайту Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда" Контакт

 

Исследования о Велимире Хлебникове

Другие исследования об авангарде

 

Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)

Г.С. Прохоров

"Доски судьбы" Велимира Хлебникова как междискурсивное образование

В докладе планируется рассмотреть "Доски судьбы" как пограничное явление, находящееся в промежутке между художественным и публицистическим дискурсами. С публицистическим его роднят как я-повествование, так и логическая организация (от частного к общему), характерные для любого научного текста. Кажется порой, будто автор сформулировал гипотезу – логика событий мира подчиняется степенным функциям с основанием в 2 и 3 – и в тексте ведет ее проверку, рассматривая хронологическое соотношение различных событий.
Между тем мы полагаем, что такое восприятие было бы чрезмерным упрощением структуры произведения. Публицистичность в нём, скорее всего, – лишь художественный прием. Основой художественности оказывается необходимость достижения субъектом речи позиции вненаходимости: чтобы оценить последовательность, ему надо быть вне мира, где такая последовательность действует. Подобное стремление к вненаходимости, согласно концепции М.М. Бахтина (см. работу "Автор и герой в эстетической деятельности"), и есть структурообразующий, дискурсивный признак художественного произведения.
В этом случае изменяется смысловое целое произведения. Это уже не проверка авторской гипотезы, а изображение мира, в котором познающее сознание пытается "догнать и опередить" ход "естественных событий". Причем познающее сознание изображается в ситуации явного кризиса: понимание логики не ведет к возможности воздействия на ситуации. С этой двойственностью связано распадение говорящего на две фигуры: образ автора (говорящего о "невиданном" значении открытия) и героя, вертящегося в хаотической, непрерывной череде ситуаций. Подобная антиномичность, свойственная познающему, – опять-таки жанровая черта, типологически характерная для такой художественной формы, как прозаическая книга.
Следовательно, "Доски судьбы" Вел. Хлебникова выстроены в "квазипублицистическом" духе, а дискурсивная пограничность служит художественным приемом, вводящим произведение в русло одной из литературных традиций (прозаических книг).

© Г.С. Прохоров

 

Другие исследования об авангарде

Hosted by uCoz